24.04.2019
2014-2016 годы ознаменовались появлением гурмэ-супермаркетов «АВ Daily», а значит, появлением тенденции на развитие магазинов среднего формата «у дома».
Тогда же заводы-производители мясной продукции запустили сети собственных брендированных магазинов.
2017 год – бум открытия узкосегментированных точек продаж: кофейни с кофем на вынос, брендированные мясные/рыбные/кондитерские магазины, кулинарии с готовой едой.
В этом же году началась трансформация городских рынков в современные пространства с гастрономическими предложениями со всех частей света.
Флагманом выступил Даниловский рынок, ставший буквально со дня открытия законодателем моды на организацию пространства и гастроассортимент в сфере ритейла.
2018 год – кризисный для небольших точек продаж, поэтому происходит обьединение небольших сегментных корнеров на одной площади, как в формате «у дома», так и укрепление секторов «готовой еды и напитков» + привлекательной зоны приема пищи (кафе внутри) во всех гипер- и супермаркетах.
Главным законодателем в сфере совмещения покупок и приема пищи стал Гипер Глобус в своей версии 3.0 (2017г), который, находясь за чертой города, тем не менее привлекает потребителей именно своим инновационным фудкортом и сегментированием дизайнерским пространством самого супермаркета. За ним «подтянулись» АШАН, Лента и остальные «медленные» гиганты продуктового ритейла.
2018 также год открытия и повсеместного распространения пространств по системе гастромаркета – вдохновлённые успехами Даниловского, Усачевского и Центрального рынков, в старых заброшенных лофтах в центре Москвы начали открываться последователи пространства «Вокруг Света» на знаменитой Никольской улице.
Это – Москва.
2016-2018 годы в регионах наблюдается резкий виток развития региональных ритейлинговых сетей в формате супермаркетов и «магазинов у дома», укрепление сегмента кофеен и стрит-фуда.
Эта тенденция будет продолжать своё распространение.
Что мы точно ожидаем в 2019 году:
• Дальневосточная продуктовая сеть «Самбери» запускает магазин формата диджитал «Броско Молл», в котором объединит принцип продовольственного рынка, собственное производство и фабрику-кухню мягких сыров прямо в зале магазинов сети
• Запуск платёжной платформы сети «Вконтакте» VK Pay и скорый релиз внутренних электронных платежей для Instagram
• Федеральные сети в 2019 году планируют развитие в регионах Сибири, Урала и Дальнего Востока.
• Сотрудничество «Магнита» с Почтой России: открытие точек продаж «Магнит» не менее чем в 2 тыс. почтовых отделений на территории ЮФО. В свою очередь, открытие отделений «Почты России» в гипермаркетах «Магнит»
• X5 Retail Group устанавливает почтоматы (локеры) в «Пятерочках», «Перекрестках» и отделениях Совкомбанка
• X5 Retail Group и Пенсионный фонд Российской Федерации запускают цифровую социальную карту с информацией о статусе и социальных льготах владельца в виде уникального QR-кода
Какие же можно сделать выводы и выстроить прогнозы на 2019-2020 годы для российского ритейла и общепита:
• Уверенное распространение гастромаркетов и объединение индивидуальных точек продаж на одной площади (в связи с ростом арендных ставок коммерческой недвижимости)
• Развитие ресторанов по системе «купить и приготовить», флагманы: московские мясной «Воронеж» и рыбная «Моремания», где готовят то, что куплено в их же магазинах
• Стремительное развитие общепита в регионах, на контрасте с Москвой и Санкт-Петербургом
• Увеличение количества кофеен и мини-пекарен, преимущественно в одном пространстве с мясными/сырными бутиками
• Распространение сырных и рыбных бутиков
• Трансформация гипермаркетов в пространства для проведения досуга
• Имплантация гастромаркетов внутрь продуктовых гипермаркетов
• Расширение ассортимента кулинарий полуфабрикатами для приготовления дома (кризис в связи со снижением суммы ресторанного чека)
• Ориентация на индивидуальное позиционирование и дизайн пространства заведений и сегментирование таким образом отделов в супер- и гипермаркетах
• Развитие сегмента продажи экологически чистых продовольственных и непродовольственных товаров.
• Повсеместная диджитализация ритейла: развитие онлайн-магазинов, торговля через соцсети и мобильные приложения, интеграция их с системами лояльности сетей, появление систем распознавания лиц при оплате на кассе, внедрение касс самообслуживание покупателей (self-checkout) и складское хранение
• Рост безналичной оплаты оплаты Google Pay, Apple Pay и AliPay (китайские туристы)
• Развитие систем доставки на дом продуктов питания и готовой еды
• Полный уход устаревших форматов точек продаж – киосков, уличных рынков, продажи «с рук»
• Продолжение роста числа дискаунтеров
• Расширение числа сетей, производящий и реализующих продукцию СТМ (собственной торговой марки)
Но главной тенденцией остаётся упор на качество – как самого продукта, так и на оборудование, в котором оно хранится.