В проектной архитектуре, как и в художественном произведении, смысловой центр выделяется за счет главного элемента, привлекающего к себе особое внимание.
Доминантой в данном случае могут служить либо отдельные элементы, либо целые группы элементов.
Для лучшего восприятия доминанта должна иметь «отголоски», связывающие всю композицию в единое целое, обеспечивая, с одной стороны, цельность и единство пространства, с другой стороны, выступая в качестве направляющей в пространственном решении.
Характеристики доминанты повторяются во второстепенных элементах в отдельных частях помещения цветом, фактурой, формой и узорами.
Например, доминантой продуктового магазина может быть островок с зоной кафетерия, выделенный зеленью и высокими яркими стенами, которые видны из-за рядов высокого холодильного и стеллажного оборудования.
Эта доминанта как привлекает к себе, так и выступает в качестве отправной точки, откуда покупатели расходятся за покупками. С помощью доминанты и ее повторений можно выстраивать покупательскую логистику, направляя его через менее популярные отделы в основные зоны.
Покупательская логистика выстраивается за счет приглушенных второстепенных элементов, повторяющих главную доминанту.
Например, если стены зоны кафетерия ярко красные и задекорированы зеленью, то второстепенные элементы также выполняются в красных и зеленых цветах. Если структура этой зоны сложная, то повторяющие ее элементы также усложняются, например, за счет имитации плетеной изгороди, искусственного камня, узоров в виде листьев и так далее.
Самыми яркими примерами построения пространства по принципу доминанты можно считать набравшие популярность фуд-корты, где в центре располагаются зоны приготовления и выдачи еды, а вокруг них места для рассадки.
Доминантой торгового центра можно считать пространство, где располагается информационная стойка или фонтан, привлекающий посетителей. Доминантами гипермаркетов АШАН внутри торгового зала становятся зоны, располагающие возможностью приема большого количества людей: там проводятся импровизированные показы мод, дегустации, ярмарки и тематические праздничные мероприятия с использованием продукции из ассортимента магазина.
ГиперГлобус возвел Доминанту в наивысший статус за счет организации прилегающего к торговому залу пространства по принципу фуд-корта, который, таким образом, выступает доминантой уже за пределами магазина и привлекает посетителей возможностью выгодно и недорого поесть.
Доминантой роскошного бутика может быть художественная статуя или оригинал картины известного художника, как в бутике Oscar de la Renta в Париже.
А московская сеть кафе-кулинарий «Брусника» в качестве Доминанты использует красивые, привлекающие внимание посетителей еще с улицы, холодильные витрины COSTAN. Прямое стекло без профилей с нижней подсветкой создает эффект парения витрины в пространстве, заставляя посетителя обойти ее со всех сторон и рассмотреть всю продукцию, выставленную в ассортименте. Путешествие заканчивается в кассовой зоне, где располагается вертикальная горка с возможностью самостоятельного выбора, но возвращает покупателя на оплату все равно в прикассовую зону, непосредственно примыкающую к витринам.
По схожему принципу выстроена логистика небольших торговых пространств, например, в «Кулинарной лавке Братьев Караваевых» и у их последователей.