Выбор холодильного оборудования для розничных магазинов сейчас достаточно велик. Это обусловлено ситуацией на рынке: розничные форматы развиваются и каждый из них выдвигает собственные требования к холодильникам. Одним нужны большие и экономные, другим – красивые и оригинальные, третьим – компактные и удобные. Магазины больше не выбирают отдельные холодильники, им нужны комплексные решения.
Раньше, когда на рынке господствовали ларьки, маленькие магазинчики и продуктовые развалы, мало кто утруждал себя глубокими размышлениями при выборе холодильного оборудования. Руководствовались простыми параметрами: цена, размер, режим работы. Но развитие современных форматов торговли все изменило. Как отметил Евгений Кудрявцев, менеджер по продажам торгового стеллажного оборудования компании «Микрон», «продажа оборудования для мелких магазинов и для современных супермаркетов — это два принципиально разных бизнеса. Потребитель приходит не за холодильной «мебелью», а за комплексным решением оснащения своего магазина, включая разработку проекта, монтаж оборудования, гарантийный и постгарантийный сервис. Связано это во многом с тем, что в современных магазинах используются системы выносного центрального хладоообеспечения. В результате чего в последнее время заметно выросла инженерная составляющая продаж холодильного оборудования».
«Встроенный холод» – холодильники с собственным холодильным агрегатом продолжают использоваться до сих пор. Их основным и, пожалуй, единственным достоинством является мобильность, возможность подключения в любой точке торгового зала, оборудованной источником электропитания 220 В.
– Главный недостаток «встроенного холода», – отметил Евгений Кудрявцев, – наличие шума и теплоотдачи от агрегатов, существенно повышающих температуру в торговом зале. Поскольку температура воздуха вблизи компрессора часто превышает допустимые 35°С, поломки оборудования со «встроенным холодом» в летний период случаются довольно часто. Последствия их – авральная разморозка, внеплановая «переброска» продуктов из вышедшего из строя холодильника в рабочий, суета, неудобства в торговом зале. Пытаясь устранить их, ритейлер вынужденно идет на дополнительные затраты на приобретение и установку мощной системы кондиционирования, несет дополнительные расходы на электроэнергию. Сегодня дискуссии на тему «выносной» или «встроенный холод» постепенно сворачиваются. Не только в крупноформатных магазинах, но и в магазинах площадью 100–200 м2 стремятся все холодильное и морозильное оборудование оснащать выносными холодильными агрегатами. «Выносной холод» предполагает наличие центрального холодильного агрегата, обычно располагающегося за пределами торгового зала, к которому подключается холодильная мебель. Обычно в состав подобного агрегата входит несколько холодильных компрессоров, что позволяет обеспечить более высокую надежность работы.
Как отметил Евгений Кудрявцев, «при использовании «выносного холода» проблема теплоотдачи в торговом зале исчезает, а значит, отпадает необходимость в мощном кондиционировании воздуха: бонеты, регалы, морозильные шкафы вполне справляются с этой задачей. Проблемы если и возникают, то только в плоскости инженерных решений и касаются в основном размещения и подключения оборудования и утилизации конденсата».
Необходимо учесть и то, что конденсатор холодильного агрегата выделяет много тепла, поэтому подсобное помещение для такого оборудования должно быть достаточно просторным. Если агрегат еще не установили в самом магазине, его следует разместить на улице, либо приобретать модель с выносным конденсатором. Также ритейлеру необходимо предусмотреть возможность подключения оборудования к канализации для слива конденсата, прокладки электрокабелей и труб для подачи фреона.
Как отметил Евгений Татаринцев, маркетолог компании «Новая Линия», «центральное хладоснабжение стало настолько популярным, что его используют даже на небольших площадях, где, в принципе, вполне подошло бы оборудование со встроенным агрегатом. Лишь в последнее время внимание владельцев магазинов вновь привлекает «встроенный холод».
Отечественное качество растет?
Несколько лет назад розничные сети предпочитали работать с зарубежным оборудованием. Причинами тому были высокое качество, надежность работы, дизайн, что особенно важно в торговом зале. Отечественный производитель проигрывал в соотношении «качество – стоимость».
Однако, как рассказал Евгений Татаринцев, маркетолог компании «Новая Линия», сейчас ситуация изменилась. Активное развитие розничных сетей привело к росту арендной платы, что поставило проблему снижения стоимости оборудования. Ради сокращения бюджета сети готовы снизить требования к его качеству. Кроме того, в России и странах ближнего зарубежья возникли новые предприятия по производству холодильного оборудования. Как правило, это были предприятия с участием иностранных инвесторов. В результате, качество оборудования, выпускаемого в России, заметно выросло за последнее время. Впрочем, проблема его стабильности по-прежнему стоит весьма остро. Поэтому у сетевых ритейлеров все-таки преобладает холодильное оборудование импортного производства.
Как отметил Евгений Кудрявцев, на рынке соотношение продукция зарубежных производителей к отечественным составляет 60% к 40%. Среди зарубежных марок холодильников можно назвать итальянские COSTAN, EuroCryor, DE RIGO Refrigeration, ARNEG, TASSELLI, Pastorfrigor, немецкие Linde, финские NORPE, испанские Кохка, чешские Pastorkalt, турецкие TEKSO, французские BONNET NEVE, CHIEF, китайские SANYO.
Как рассказал Евгений Татаринцев, лучшим по дизайну и соотношению «цена-качество» считается оборудование итальянского производства – ISA, Tasselli, Arneg, Costan. Немецкая марка Linde обладает надёжностью и высоким качеством сборки, однако она дороже и, кроме того, есть проблемы со сроками поставки. Все чаще в супермаркетах встречается турецкое оборудование – Tekso, Ahmet Yar. Оборудование, производимое в России и СНГ, такие торговые марки, как «Кифато», «Криспи», «Гольфстрим», в основном используется в магазинах эконом-класса. Эти магазины вынуждены экономить на закупках оборудования для того, чтобы поддерживать невысокие цены на товары.
Холодильный стеллаж
Холодильный стеллаж, он же горка или регал, обеспечивает несколько режимов хранения:
- -1°С – для рыбных пресервов;
- 0–2°С – для свежего мяса;
- 2–4°С – для молочных продуктов;
- 4–6°С – для колбасы;
- 5–7°С – для овощей, фруктов.
При покупке горок необходимо учитывать некоторые моменты. Прежде всего, горку с температурным режимом 5–7°С нельзя перестроить на более низкую температуру. Кроме того, горка поглощает больше электроэнергии, чем другие виды холодильного оборудования, поскольку по причине вертикальной конструкции из него легко «вытекает» холод. Также желательно отдавать предпочтение тем горкам, из которых можно строить линии с разными температурными режимами.
Обычно горки комплектуются множеством аксессуаров – крючками вместо полок, корзинками, подсветкой с выбором цвета, зеркалами, шторами, которые опускаются на ночь, чтобы сохранить холод.
Холодильные ванны
Холодильные ванны, также их называют бонетами и гондолами, предназначены для продажи расфасованных замороженных полуфабрикатов, температура хранения которых составляет -18…-24°С. Они могут быть «островными» и размещаться в зале либо «пристенные» и находиться у стен.
Для большинства моделей ванн предусмотрены крышки, но закрываются они только в ночное время, во время работы магазина открытые ванны позволяют помимо сохранения замороженных продуктов охлаждать торговый зал. Конструкция ванн такова, что, несмотря на их полную открытость, потери холода значительно меньше, чем в вертикальных конструкциях – горках, холодильных, а также морозильных шкафах.
Иногда в магазинах встречаются лари с крышкой. Но, как отметил Евгений Кудрявцев, наличие крышки часто сдерживает покупателя от совершения импульсивной покупки, поэтому использовать модели закрытого типа в магазинах самообслуживания не рекомендуется.
Ванны по потреблению электроэнергии на втором месте после горок. Хладопроизводительность агрегата для 1 погонного метра ванной шириной 1,5 м составляет около 0,6 кВт. Для наиболее рационального использования ванн рекомендуется выдерживать температурный режим помещений, в которых они эксплуатируются. Оптимальной для помещений считается температура 25°С при относительной влажности не более 60%.
Холодильная витрина
Холодильные витрины активно применяются как линии витрины-прилавки для мясных, рыбных, кондитерских изделий и сыров. Витрины бывают низкотемпературными – для замороженных продуктов (-18…-12°С) и мороженого (-18…-24°С); среднетемпературными – для колбасы, сыра (от 0 до +8°С); кондитерскими – для выпечки, тортов и даже горячими – для горячей готовой еды, выпечки (40–60°С).
При подборе витрин рекомендуется выбирать модели, которые можно выстраивать в «ломаную» линию, а также в линию с различными температурными режимами, обращать внимание на возможность комплектации витрин дополнительными аксессуарами. Кроме того, при эксплуатации витрин необходимо не превышать объемы загрузки.
Холодильный шкаф
Благодаря подсветке и стеклянным дверям товар в холодильных шкафах выглядит весьма презентабельно и хорошо продается. Однако шкафы имеют свой недостаток, заключающийся в том, что при частых покупках двери постоянно открываются и значительная часть холода «пропадает». Как считает Евгений кудрявцев, тратить деньги на приобретение холодильных шкафов для напитков, а также ларей для полуфабрикатов и мороженого следует в последнюю очередь. И причиной тому – небольшие потери холода. Дело в том, что пивные компании и производители безалкогольных и слабоалкогольных напитков, а в последнее время и производители соков, раздают холодильные шкафы для своей продукции бесплатно. Вместе с продукцией предлагают морозильные лари и производители некоторых полуфабрикатов, мороженого. Однако нужно понять, что придерживаясь такой политики, ритейлер ограничивает себя продукцией нескольких производителей, предоставивших подобное оборудование. Так что определенное количество холодильных шкафов все же лучше приобрести.
Правильный выбор
Как правильно выбрать оборудование исходя из формата магазина, размера и его потребностей? Как рассказал Евгений Татаринцев, «жесткие санитарно-гигиенические требования диктуют такое исполнение оборудования, при котором его можно быстро и эффективно чистить от всевозможных загрязнений. Это касается как зоны экспонирования продукта, так и «агрегатного отсека». Температурный режим рабочей зоны должен быстро восстанавливаться при частом открывании–закрывании дверей, шторок или нарушения и потока воздушной завесы. Чем больше магазин, тем больше энергии требуется для работы оборудования. Поэтому оборудование должно иметь хорошую теплоизоляцию и как можно более низкое энергопотребление.
– Общий принцип выбора оборудования сводится к тому, – считает он, – что, если мы имеем дело с небольшим магазином, то вполне можно обойтись агрегатами, работающими на встроенном холоде. Если же речь идет о супер- и гипермаркетах, то данные форматы уже требуют оснащения оборудованием на выносном холоде, рассчитанном на большие объемы.
По мнению Евгения Кудрявцева, «магазины формата дискаунтер стремятся сократить свои складские запасы, максимально используя торговую площадь магазина, и устанавливают холодильное оборудование с увеличенным объемом внутреннего пространства и площадью выкладки. При этом особых требований к дизайну и дополнительным опциям оборудования не предъявляется. Для супермаркетов обычно выбираются модели более дорого класса, отличающиеся дизайном и наличием дополнительных опций. Гипермаркеты, оснащая торговые объекты, учитывают расходы потребляемой электроэнергии, поэтому одним из критериев при выборе оборудования являются наименьшие показатели электропотребления.
Как отметил Анатолий Демиденко, специалист по маркетингу компании «Торговый дизайн», гипермаркеты и супермаркеты обычно имеют собственное производство полуфабрикатов, салатную кулинарию, предлагают покупателям охлаждённую рыбу. Поэтому, исходя из этих задач, им необходимо специальное оборудование: холодильный прилавок из нержавеющей стали для выкладки морепродуктов на льду, кондитерские витрины и другое. Дискаунтеры оснащаются в первую очередь из соотношения «цена-качество», так как, несмотря на достаточно большую площадь, они ориентированы на наименее обеспеченные слои населения. Такой магазин будет оснащаться оборудованием, стоящим в средней ценовой группе.
Тенденции
Общие тенденции новинок холодильного оборудования заключаются в стремлении сделать агрегаты более экономичными, надежными. Также разработки идут в направлении повышения эффективности охлаждения в рабочем объёме витрины. По словам Евгения Татаринцева, в витринах для мороженого производства ISA (Италия) применяется система двойной вентиляции, в кондитерских витринах – система «Vertical Frio», обеспечивающая исключительную однородность распределения температуры по всему объёму витрины. На последней выставке «Euroshop» в Дюссельдорфе ISA представила низкотемпературную горку, в которой отрицательная температура -15…-18°С поддерживается на всех полках, отделённых от окружающей среды лишь воздушной завесой.
Другая интересная тенденция на рынке – возможность индивидуального изготовления оборудования для торговых сетей, связанная с тем, что многие ритейлеры премиум-класса стараются создать определенную атмосферу в зале в соответствии с позиционируемым имиджем. Магазины эконом-класса все-таки смотрят на цену оборудования, индивидуальные же образцы всегда будут дороже.
Андрей Черкасов www.moyo-delo.ru